Блог создан ученицами Днепропетровской специализированной школы 144 с углубленным изучением иврита, истории еврейского народа и еврейских традиций

Музей Донны Грасии



Дом-музей Доны Грасии
В древнем городе Тверия, что находится в Израиле на берегу озера Кинерет находится отель-музей «Дом Донны Грации», не похожий ни на один отель в мире.
Это сразу понимаешь, войдя в его холл.
Донна Грация была выдающейся еврейской женщины 16 века. На фотографии художественная кукла, которая эту самую благородную Донну и изображает.

Здесь можно увидеть портрет донны Грации, сделанный с единственного сохранившегося прижизненного изображения.

Музей в гостинице пытается рассказать удивительную историю жизни донны и воссоздать атмосферу того времени и мест, где ей выпало жить... Основные этапы жизни представлены очень красивыми куклами в исторических костюмах. 
Второй этаж гостиницы, где расположены замечательные куклы, рассказывающие о жизни донны и о эпохе.

Кто же такая эта донна Грация, о которой знают далеко не все? В Электронной еврейской энциклопедии сказано кратко:"В 16 в. прославились общественной деятельностью, коммерческой предприимчивостью и филантропией донна Грация Наси"
Из жизни Доны Грации:
Дона Грация родилась в 1510 году в богатой еврейской семье Наси, которая из-за угрозы инквизиции была вынуждена принять католичество. При рождении ее нарекли испанским именем — Беатриче де Луна.
О своем еврейском имени — Хана, она узнала лишь в двенадцатилетнем возрасте. Жизнь «новых христиан» в те годы была чрезвычайно сложной. Их презрительно называли «марранос» (свиньи) и хотя они регулярно посещали католические соборы, но в тайне продолжали соблюдать еврейские традиции.
Она рано вышла замуж, и очень рано овдовела. Мужем 18-летней Беатриче (Ханы) был 60-летний богатый торговец, разбогатевший на торговле пряностями — марран Франциско Мендес (Цемах Бен-Беништа). Его брат Диего (Меир) был женат на сестре Беатриче – Брианде (Малке).

Регулярно посещая католические соборы, они также продолжали соблюдать еврейские традиции. Когда у марранов наступало время женитьбы детей, устраивали две церемонии: одна, католическая, проводилась в соборе, другая — тайная, еврейская — в подвале родительского дома в тайном присутствии раввина и узкого круга родственников. В случае дознания об этом акте всем грозила жестокая расправа инквизиции.
Немалые усилия прилагала, чтобы помешать проведению судов инквизиции над марранами в Португалии. Португальский поэт Самуил Ускве посвятил ей произведение, прославляющее ее как «сердце ее народа», и назвал ее «Донна Грация» (милостивая — лат.). Под этим именем она и вошла в историю.
Где бы ни приходилось жить этой удивительной женщине, она всегда помнила о своем многострадальном народе. Как истинная еврейка, зная о бедственном положении своих соплеменников, она оказывала им бескорыстную помощь (мицвот), за что и получила прозвище в народе – дона Грация, что в переводе с латыни означает «милостивая». Под этим именем Беатриче — Хана и вошла в историю.
Ее благотворительность проявилась в высшей степени, когда она решила купить землю для изгнанных с Пиренеев евреев. На ее деньги строились приюты для сирот и больницы. Но одно из великих деяний доны Грации на благо еврейского народа – это издание Танаха в количестве 100 штук на языке ладино (язык средиземноморских евреев). До наших дней дошли всего лишь два экземпляра этого издания; один хранится в музее иудаизма в Нью-Йорке, другой – факсимиле в Иерусалиме.
Дона Грация является образцом и примером предводительства женщины – настоящей бизнес-вумен 16 века. Она была настолько богата, что могла приобрести целое государство, и считалась намного богаче некоторых императоров тех времен. Огромный флот, банки и торговля приносили большие доходы семейству Мендес, что не могло не обратить внимания власть имущих.


Например, король Карл Пятый, мечтавший заполучить богатство молодых вдовушек, предлагает склонить Беатриче-Хану к выгодному для себя браку с членом испанской королевской фамилии.
Но ей пришлось пойти на некоторые уловки, чтобы уйти от этого предложения. Под видом приготовления к свадьбе, она вместе с сестрой и дочерью уезжают в Венецию в намерении быть подальше от королевского двора. 

Итальянская комната -"салон Венеция"

Но и в Венеции, они не смогли прожить спокойно. Дело в том, что брат Франиско Диего, умирая составил странное завещание.
Уголок Венецианского гетто:

C целью сохранения громадных средств, все состояние завещалось Бетриче. Но подогреваемая сплетнями недоброжелателей Брианда доносит на старшую сестру о ее тайном еврействе, что неминуемо привело их обоих к заточению.
Через своего племянника Иосефа, Бетриче просит защиты у султана Оттоманской империи Сулеймана Великолепного.
Сын покойного брата доны Грации – Иосеф был не только близким другом сына султана, но и его экономическим советником. Оказывая ему неоценимые услуги, дон Иосеф и сам пользовался множественными благами в устройстве своих торговых дел. Иосеф –ha- Наси был наместником султана Селима второго в Валахии и на Кипре. Султан Селим подарил ему остров Наксос вблизи Кипра и дал ему титул герцога Наксоского.
В те годы османские власти отрыли врата Стамбула для евреев, изгнанных из Испании, где их преследовала инквизиция. Во второй половине 16 века начинается возрождение старых и образование новых религиозных образовательных и культурных еврейских центров в странах Восточного Средиземноморья.
Кафе Куште в турецком стиле:

Донна Грация выкупила Тверию у турецкого султана, чтобы основать в этом городе дом еврейского народа. На ее средства в 1565 году, город был обустроен. Несмотря на сопротивление местных христиан и мусульман, город удалось обнести крепостной стеной (1564). Но, неизвестно, намеривались ли дона Грация и дон Иосеф учредить в Эрец-Исраэль еврейское государство чтобы создать там убежище для испанских изгнанников или новый центр прибыльного производства шерстяных и шелковых тканей.
Обустроенная Тверия стала привлекать евреев из ближних и дальних мест – от Цфата до Йемена. Она превратилась в процветающий еврейский город и важный центр изучения Торы.
Смерть султана Селима (1574), друга и покровителя Иосефа Наси, положила конец плану превращения Тверии в главный религиозно-общественный центр Эрец-Исраэль. Иосеф скончался спустя пять лет после смерти султана. Его соперник маран Шломо Ибн Яиш, достигший высокого положения при дворе султана Мурада третьего, оказывал большое влияние на внешнюю политику Турции. За что и получил от султана в аренду этот город и послал туда наместником своего сына Якова. Яков же в свою очередь преобразил город, построив в нем много новых зданий.
Замечательны создатели музея. Вот плакат, где они перечислены, в том числе и авторы кукол.

Пару старинных вещей из музея:
Приспособление для чистки обуви с набором банок для кремов:

Приспособление для сохранения еды в горячем виде.


Гостиница и музей принадлежат семье Амсалем.
В конце XVIII в. в Тверии поселился молодой купец Яков Амсалем, предок нынешнего основателя компании «Амсалем-турс», вместе с детьми владеющего двумя гостиницами в городе и международной туристической компанией. Знаменательно, что на средства этой семьи содержится музей «Дом Донны Грации».
Под руководством историка, куратора и директора Цви Схайка коллектив сотрудников ведет кропотливую исследовательскую работу по изучению жизни и деятельности этой необыкновенной женщины.
Гостиница предлагает гостям почувствовать время донны Грации, нарядившись в костюмы ее эпохи и тех мест, где она жила:

Комментариев нет:

Отправить комментарий