Через несколько лет донна
Грация всё же перебралась в османские владения. Основавшись в Константинополе,
донна Грация успешно продолжала вести свои дела в Европе.
Одним из центров
деятельности Дома Мендесов была Анкона. В 1551 году в этом расположенном
на восточном побережье Италии городе проживало около сотни семей маранов. Еще
сотни семей находили здесь временное пристанище по пути к долгожданной свободе
вероисповедания. Здесь же постоянно находились четыре представителя доны Грации
во главе с Яаковом Моссо.
Денежная сумма (десять тысяч
дукатов в год) в казну Ватикана удивительным образом гарантировала защиту Папы от кровавого института инквизиции. Более
того, обязательство Папы включало обещание, что в случае неожиданного
изменения своего мнения мараны получат отсрочку сроком на четыре месяца,
в ходе которых смогут беспрепятственно покинуть Анкону.
История доказала, чего
стоили клятвенные обещания Римских Пап.
В 1555 году был избран новый Папа - Павл Четвертый - лютый
антисемит, кардинал Джовани Караффа, начались жестокие облавы на евреев.
По его приказу в Риме был
сожжен Талмуд, евреи города заключены в гетто, им было запрещено заниматься
профессиями, считающимися почетными, а на одежды им надлежало нашить печально
знаменитую желтую нашивку.
Желание свести счеты с
общиной маранов Анконы было органичной частью его антисемитской политики.
Специальный посланник был послан в Анкону с тем, чтобы арестовать на месте всех
находящихся там маранов. Грозные предупреждения дошли до слуха большинства маранов,
которые успели покинуть город, и все же сто маранов на свое горе остались в
городе, полагаясь на письменный документ, подписанный предыдущим Папой, который
и был предоставлен посланнику Павла Четвертого. Однако Павел Четвертый попросту
демонстративно разорвал документ в клочья.
Донна Грация попыталась
предпринять срочные мере, назначила личную аудиенцию с султаном, представляя
последнюю акцию в Анконе как тяжелый удар по турецкому суверенитету и торговым
интересам государства. Султан послал Папе острую ноту, но безрезультатно. От
взятки размером 50000 тысяч дукатов Папа также отказался. В отличие от
собственных «верных соратников», в числе которых и своего посланника в Анкону.
На первом этапе деньги
сработали: пару таинственных «аварий» - и несколько заключенных оказались на
воле. Одной ночью число спасенных «аварией» достигло тридцати. Но тут Папа
заподозрил нечто неладное и отдал приказ провести расследование в анконской
тюрьме. Обнаружив отсутствие сорока заключенных, он в ярости приказал сковать оставшихся
железными оковами. Суд над ними велся в лучших традициях инквизиции. Под
изощренными пытками все они признались в тайном соблюдении еврейских обычаев и
встали перед выбором – примирения с церковью и легкого наказания или открытого
признания своего еврейства ценой смерти на костре. Переговоры о спасении тех,
кто отказался предать веру предков, велись до последней минуты, но потерпели
полное фиаско. На протяжении двух месяцев, с середины апреля до середины июня,
24 еврея взошли на костер, включая престарелую донну Майору, малолетнего Давида
Реувена и самого Яакова Моссо, спасти которого донна Грация надеялась до
последнего. Еще один заключенный маран из опасения поддаться соблазну уговоров
священников наложил на себя руки сам.